Киселевское сельское поселение
Ростовской области
X

Online обращение к Главе


Проверочный код *

hrer is image
Добро пожаловать!
на сайт Киселевского сельского поселения
hrer is image
hrer is image
hrer is image
hrer is image
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ В СЛУЧАЕ ИХ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

     В связи с ограниченным количеством земельных участков как объектов гражданского оборота, а также с их особой важностью и ценностью для жизни общества особое значение имеет вопрос их эффективного использования.

     Поскольку земельный участок является особо ценным объектом имущественных отношений, у участников гражданского оборота зачастую возникает интерес в приобретении прав на земельные участки не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующей перепродажи таких участков по более высокой цене, или в целях разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых (далее – ОПИ) и пользования недрами без лицензии для получения прибыли, не облагаемой налогом. В определенных случаях это приводит к ухудшению состояния земли, например к зарастанию сорняками или кустарником, загрязнению или уничтожению плодородного слоя почвы, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения.

     Поэтому на собственника или лицо, использующее земельный участок на другом праве, законодательством Российской Федерации возложены определенные обязанности по использованию и охране земель. Основные обязанности установлены статьей 42 Земельного кодекса РФ, согласно которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

     Там, где есть обязанность, возложенная законом, всегда присутствует ответственность обязанных лиц за ее нарушение. Ответственность нарушителей земельного законодательства не ограничивается наложением административного штрафа.

     На обеспечение исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 42 Земельного кодекса РФ, направлены меры административной ответственности, в том числе предусмотренные статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

     Например, использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с целью добычи ОПИ влечет за собой административную ответственность по следующим статьям КоАП:

- ч. 1 ст. 8.8 КоАП – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 000 рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей;

- ч. 1 ст. 8.6 КоАП – самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

     Полномочия по возбуждению и рассмотрению административных дел указанной категории переданы Росреестру и Россельхознадзору.

     Кроме того, целью гражданско-правовой ответственности является возмещение ущерба, причиненного недропользователем собственнику недр – государству, другим недропользователям. Возмещению подлежат понесенные убытки (расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения имущества), включая упущенную выгоду (не полученные в результате нарушений доходы). Возможно предъявление искового заявления о возмещении ущерба, причиненного вследствие нарушения законодательства РФ.

     Согласно ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ собственники, арендаторы, землевладельцы, землепользователи несут ответственность в виде штрафа за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом (этот  срок равен трем и более лет подряд).

     Штрафы по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ рассчитываются в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, и составляют: для граждан – от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 3000 рублей; для должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 50 000 рублей; для юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости участка, но не менее 200 000 рублей.

     Полномочия по возбуждению и рассмотрению административных дел указанной категории переданы Россельхознадзору.

     Кроме применения указанных мер административного воздействия, статья 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность изъятия в судебном порядке земельных участков и прекращения прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации при условии неустранения допущенных нарушений после назначения административного наказания.

     Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ собственники, арендаторы, землевладельцы, землепользователи несут ответственность в виде штрафа за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом (земельным кодексом установлен срок три года и более).

     Штрафы рассчитываются также, в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, и составляют: для граждан – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 20 000 рублей; для должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости участка, но не менее 50 000 рублей; для юридических лиц – от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости участка, но не менее 400 000 рублей.

     Полномочия по возбуждению и рассмотрению административных дел указанной категории переданы Росреестру.

     В соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

 В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

     Пункт 7 части 2 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» устанавливает обязанность члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством.

     Таким образом, в случае если время для освоения земельного участка истекло и возможно доказать состав административного правонарушения, государственный инспектор по использованию и охране земель вправе составить протокол об административном правонарушении по ст. 8.8 КоАП РФ.

     Принудительное изъятие земельного участка в указанном случае также может осуществляться при условии продолжения его неиспользования после назначения административного наказания.

     Основания прекращения права собственности, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права аренды земельного участка в принудительном порядке также установлены статьями 44, 45, 46 Земельного кодекса РФ.

     Подводя итог сказанному, хочется рекомендовать всем юридическим и физическим лицам, имеющим на каком-либо праве земельные участки на территории Красносулинского района своевременно приступать к использованию земельных участков, если они до настоящего времени не использовались, а также не нарушать других требований земельного законодательства. И только неукоснительное выполнение требований земельного законодательства избавит Вас от привлечения к ответственности за нарушение Закона и принудительного изъятия земельного участка в судебном порядке!

 

 

 

Заместитель начальника

Управления земельно-

имущественных отношений и

 муниципального заказа

Красносулинского района

О.А. Минакова